Учитель определяет будущее страны

День учителя — это один из лучших праздников в стране. Учитель дает основу знаний, он фактически воспитывает будущие поколения, то есть он создает фундамент будущего страны. Профессия учителя должна быть самой уважаемой, престижной и высокооплачиваемой. Сегодня, к сожалению, это во многом не так. Надо конкретно помогать всем учителям страны решать их наболевшие вопросы.

А сейчас финансирование школ идет из региональных бюджетов. Более 70 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом. Берут даже займы в коммерческих банках, чтобы платить учителям, врачам. Образование — это не задача регионов. Это задача государства. Если хотите выжить и конкурировать с развитыми странами школы, зарплату учителей надо финансировать из федерального бюджета — отдельной строкой. Чтобы у правительства была ответственность за качество образования, за зарплату учителей, за то, чтобы больше мужчин пришли в школу, за то, чтобы быстро ликвидировать вторую и третью смены, за то, чтобы в школах были хорошие спортивные залы, современные читальные залы с компьютерами. Чтобы в городах и селах было много бесплатных домов творчества, юных техников, молодежных клубов по интересам.

А то ведь, что получается —, передали ответственность за качество образования регионам и «вызывают на ковер» губернатора. А у него и «дырявое» ЖКХ, и больницы, и дороги, и безработица и так далее. Образование — ответственность центра, не регионов.

Система начального и среднего образования в России перед переворотом 1917 года была очень разнообразной — начальные народные училища, гимназии, городские училища, волостные училища, воскресные школы, духовные училища, кадетские корпуса, церковно-приходские школы и так далее.

Такое разнообразие позволяло молодым людям быстро находить свое призвание и реализовывать свой потенциал. У нас сегодня продолжаются в основном традиции советской школы — единый подход к разным детям. Способным скучно учиться с более слабыми. А слабые травят «ботаников».

Давно пора после начальных классов разводить способных, целеустремленных, которые потом пойдут в вузы и далее, от более слабых в интеллектуальном отношении, которые могут в будущем стать хорошими квалифицированными специалистами рабочих профессий. В Европе давно это делают, поэтому и экономика там сильнее и управляется лучше.

У нас сейчас вузы переполнены — более 4 миллионов студентов. Половина потом работает не по специальности и мучается — ни для себя, ни для общества нет пользы. А вот с квалифицированными рабочими беда.

В 2005 году рабочим профессиям обучалось 1,5 миллионов человек, сегодня — в три раза меньше. И как мы думаем развивать промышленность и делать качественную технику? Отдали финансирование профессиональных училищ регионам со скудными бюджетами и почти в 2 раза «оптимизировали» число профессиональных училищ.

Федеральный центр и крупные компании должны возрождать и финансировать профучилища. Наладится дело — можно передать регионам. Иначе так и будем распродавать ресурсы и плестись с темпом роста 1-2%.

Сокращение числа школ в последние годы привело к тому, что учитель ведет урок по литературе в 6 классе, а через час уже в 9 классе ведет биологию. Это не редкие случаи, особенно в малых городах и селах. Из-за низких зарплат в школы не идут мужчины, 90% учителей — женщины. В 2005 году было 1,5 миллионов учителей, сегодня их 1 миллион — на 50% снижение числа учителей при той же численности школьников. Повторяем, нагрузка растет, а качество образования в школах снижается. Посмотрите, кто приходит в вузы — более половины пишут с ошибками и не умеют связно выражать свои мысли. Их легко делать недовольными «существующим режимом».

Хорошая школа — основа хорошей экономики. Финляндия когда-то была отсталой провинцией. Сегодня производит много разнообразных и качественных товаров. Ее школьная система признается одной из лучших в мире. В школах нет чиновничьих проверок, нет массы показателей, по которым регулярно должны отчитываться учителя, нет рейтингов самих школ. На уроке — 2-3 преподавателя, которые работают индивидуально с детьми. В младших классах оценки не ставят, стараются привить любовь к учебе, познанию нового, не унижать перед сверстниками. Учителям там просто доверяют. Наши чиновники от образования полагают, что если учитель не пишет горы отчетов, то наступит анархия. Недоверие к школе, учителям — вот, от чего надо избавляться.

Американские президенты нередко путают названия стран. В американских школах практически нет географии, астрономии, мало математики. Уроки должны представлять из себя больше шоу, чем сосредоточенное овладение новыми знаниями. Наша школа идет вслед. Контурные карты не разрисовываются, названия рек, гор, многих стран малоизвестны. «Пушкин сел в бричку и поехал в аэропорт» — это из сочинения. Четкие знания, формулировка понятий, определений, факты истории и так далее, оказывается, есть в «Яндексе». Достаточно кнопку нажать. А ведь логику, мышление надо развивать. А они основываются на изучении фактов, конкретных материалов, причинно-следственных связей. Возвращаемся к политике и безопасности страны. Молодой человек с обрывочными сведениями, не привыкший к логике и оценке событий, легко внушаем, им легко манипулировать и его действиями управлять. Так что, хорошая школа — это фундамент сильной экономики и надежной безопасности страны.