НЕДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ
Затормозился экономический рост. Одна из важных причин – только 10 процентов молодых семей могут взять ипотеку. Как ни работай – хорошее жилье для большинства населения недоступно. Отсюда и отношение к работе. Неоправданно велик разрыв между доходами и ценами на жилье.
До сих пор нет понимания эффективной инвестиционной политики. Со времен Советского Союза считаются главными инвестиции в производственные фонды (сегодня – производственный капитал). Удельный вес инвестиций в жилье в их общем объеме – 15%. Остальные 85% — в здания, машины, оборудование.
В США до половины инвестиций – в жилье. Трехпроцентная ипотека на 20 лет работает.
Кардинально надо поменять инвестиционную политику и в центре, и регионах. Не 15% инвестиций должно идти на жилье, а минимум 30%.
За последние 5 лет почти не меняются показатели ветхого и аварийного жилья – 100 млн. кв. м. Более 5 млн. человек обитают в таком жилье. Это гнезда неблагополучных семей и подростковой преступности.
Вот еще показатели ЖКХ. Каждый пятый дом или квартира не имеет водопровода, у каждого четвертого нет канализации.
У газовой супердержавы более 30% домов или квартир негазифицированы. Мало это изменилось за последние годы. Увеличился только износ самого жилья.
Почему? Не в ЖКХ непорядок, а непорядок в головах чиновников, ответственных за инвестиции.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получает 5 млн. семей (10% от всего числа семей). Средняя субсидия – тысяча руб. в месяц. Надо повысить минимальную оплату труда и пенсии инвалидам, а не субсидиями заниматься. Кучи справок, тысячи чиновников по стране занимаются этим «делом». Очереди, унижение.
Быстро растут расходы населения на коммунальные услуги (электричество, вода, отопление, газ, уборка мусора). В среднем 12% от семейного дохода идет на эти цели. Это в среднем. А у низкодоходных групп населения (менее 15 тыс. руб. в месяц) оплата коммунальных услуг – 30% дохода. Таких – более половины населения.
В США и Европе этот показатель – до 8%. Там – жесткий контроль (и муниципальных чиновников, и объединений собственников жилья) за тарифами в ЖКХ. У нас жилинспекции – слабые. Муниципальные чиновники, как правило, вороватые. Очень мало их привлекают по статьям «Халатность» и «Превышение должностных полномочий». Да и статьи эти очень мягкие – можно отделаться оплатой штрафа в размере зарплаты.
Пора всем уяснить, что управления нет без контроля и наказания.
Пора навести порядок в нормативах потребления воды, газа, электричества. Они резко отличаются по регионам. Так, в Дагестане и Ставрополье каждый житель по нормативу тратит 30 кубометров газа в месяц. А в холодной Томской области – 22 кубометра. Еще более разительные разбросы по воде и электричеству.
Приборы учета воды и газа надо ставить за счет бюджетов. Так делается в Германии и скандинавских странах. Наши компании здесь устроили наживу – надо платить за «обслуживание» приборов и регулярно их обследовать и менять тоже за свой счет.
Нет региональной жилищной политики. Строятся многоквартирные башни в крупных городах и вокруг них, а кругом миллионы гектаров пустующих земель. Без равномерного расселения нет устойчивой экономики, нет и безопасности страны. «Прогрессивное мировое сообщество» уже давно твердит, что Сибирь, Север – это зона ответственности не России, а мира (имея в виду США, прежде всего). Природа не терпит пустоты.
Надо, наконец , научиться прогнозировать и планировать. В 2005 г. предполагали, что к 2010 году ввод жилья составит более 80 млн. кв.м. В 2012 г. ввели 65 млн. кв. м.
Реальность существенно отличается от планов. Есть цифры и цифры. Бюджетные показатели тоже по факту сильно отличаются от запланированных. Но жилье – вопрос социально острый. Здесь власть не должна себя дискредитировать в глазах населения. По опросам ВЦИОМ половина населения страны нуждается в улучшении жилищных условий.
Важной причиной недостаточных масштабов строительства является то, что федеральные и региональные программы, включая программы по жилью, не проходят серьезной научной экспертизы. Чиновники «варят» цифры, показатели и не отвечают за них. У каждой программы есть дирекция, но у этой дирекции нет ответственности. В дирекциях часто коррупционеры, нет там представителей оппозиционных партий, науки, вузов. Не будут выполняться программы, если в составе дирекции не ввести «независимых директоров» с блокирующим пакетом голосов-представителей науки, вузов, т.е. реальных специалистов, а не финансовых махинаторов.
Вновь возвращаюсь к вопросу о ценах. До сих пор никто не разобрался, почему цены на жилье в российских городах выше, чем во многих европейских городах. Надо дать задание Счетной палате, Антимонопольной службе, Министерству регионального развития и мэрам крупных городов определить, что прячется в цене квадрата жилой площади — реальные затраты, прибыль и коррупционная составляющая.Следственному Комитету РФ также надо заняться этим вопросом.
Люди уже сами делают упор на малоэтажное строительство. Более половины нового жилья – это индивидуальные дома. Здесь нужна государственная помощь, непосредственно людям — застройщикам, а не банкам — «жирным котам», живущим на ростовщические проценты. Не банки должны управлять государством, а наоборот.
Надо быстрее реализовать предложения по созданию кооперативов малоэтажного жилищного строительства, ввести льготный и бесплатный порядок выделения им земель. Несложный порядок – региональные и муниципальные власти выделяют участки земли, делают план территории, подводят коммуникации и продают в рассрочку земельные наделы нуждающимся под строительство жилых домов. Во многих страна так делается, даже там, где гораздо меньше свободной земли.
Но строительная мафия уже зашевелилась, пойдут заказные статьи, интервью: «Это сложно, надо переписывать земельный, водный, лесной кодексы, вносить поправки в десятки законов». А кто мешает это сделать, наконец, для решения жилищной проблемы?
Начинают пугать пожарами. Но ведь уже есть составы для пропитки древесины от пожара. И если бы были охранные зоны между лесом и домами, дома и не горели бы. Кто из муниципальных чиновников понес ответственность за то, что лес прилегает к домам и нет охранных полос от леса до домов?
Додумались до того, что сделали «добровольными» расстояния между строящимися и жилыми домами, школами, больницами.
Но вот что действительно надо учесть – это занятость населения, которое поселится на новых участках, в новых домах и районах. Рядом надо создавать малые и средние предприятия – швейные, консервные, по производству колбасы, сыра, творога – из местных сельхозпродуктов.
Каждая федеральная региональная программа, каждый бизнес-план должны содержать показатели занятости населения. Жильё и занятость – вот экономическая доктрина на ближайшие годы. Тогда и высокие технологии пойдут. Условия жизни и возможности настоящей работы определяют экономический рост.