Избежать новых кризисов
Вначале рассмотрим причины, по которым пришли к кризису в 2008 г. Затем предложим ряд мер, которые позволят избежать кризис в 2014 году.
Либеральная доктрина, в основе которой свободный вывоз из страны ресурсов и ввоз готовой продукции действует в России с 1990-х годов. Особенно ярко она проявила себя именно в те годы, обеспечив дефицит бюджета, спад производства и резкое обесценивание национальной валюты.
После 2000 года ситуация менялась к лучшему. В основном за счет двух факторов. В 2000 г. нефти и газа продали за рубеж на сумму 50 млрд., а в 2008г. – на сумму более 200 млрд. долл. Цены росли, вырос и вывоз из страны этих невозобновляемых ресурсов в физическом выражении. Доходы федерального бюджет наполовину стали обеспечиваться добычей и экспортом нефти и газа – за счет налога на добычу полезных ископаемых и вывозных пошлин.
Второй основной фактор «благоденствия» – это масштабные займы российских банков и компаний за рубежом. Щедро стали раздаваться потребительские кредиты на покупку автомобилей, бытовой техники, мебели. В 2000 году банки выдали населению кредитов на сумму 45 млрд. руб., а в 2008г. – более чем на 3 трлн.руб. Рост за восемь лет почти в 80 раз.
Много крупных инвестиционных проектов начало реализовываться за счет иностранных займов. Торговые сети быстро разрастались за счет в основном западных инвестиций для реализации, прежде всего, импортных товаров.
В результате такой экономической политики накопился долг российских банков и компаний перед иностранными кредиторами в сумме почти 500 млрд. долл. Что практически сравнялось с накопленными за счет продажи нефти, газа, металла валютными резервами Центрального банка.
Внутреннее производство увеличивалось, но гораздо медленнее, чем осуществлялся вывоз невозобновляемых ресурсов из страны и привлекались иностранные кредиты. Резко возрастал импорт машин и оборудования, на тысячи позиций отменялись ввозные пошлины, поскольку «разучились» в России делать приборы, станки, технику. Импорт машин и оборудования уже стал превышать их внутреннее производство. Практически полная технологическая зависимость.
Одновременно ввели свободную конвертацию рубля на доллары, евро и другие валюты и открыли свободный вывоз иностранной валюты из страны. Европейцы и японцы это сделали только после того, как укрепили внутреннее производство, стали изготавливать конкурентоспособные машины, оборудование, лекарства, электронно-вычислительную технику и другую готовую продукцию.
Основа конвертируемости национальной валюты – это развитые экспорт и импорт, это увеличивающийся обмен собственной продукции и услуг на продукцию и услуги других стран. Конвертация валют – это «конвертация» товаров и услуг. Если убрать нефтедоллары, приходящие в страну, то кроме военной техники, мало, что можно предложить мировому рынку. Поскольку свободно конвертируемая валюта отображает развитую конкурентоспособность товаров и услуг развитых стран, то развивающиеся страны (как в свое время и европейские страны, и Япония, и сейчас Китай) придерживают эту валюту в стране, закупают лицензии, новые технологии, организуют производство конкурентоспособной продукции. Затем и национальная валюта становится конвертируемой.
Центральный банк покупает на валютном рынке, приходящие в страну доллары за рубли. Чтобы «обезопасить» основных экспортеров от потерь. Одновременно формируются валютные резервы Центробанка, которые к середине 2008 г. приближались к 600 млрд. долл., а год спустя уменьшились более, чем на 200 млрд. долл.
Чтобы, далее, обезопасить финансовую систему от избытка рублей, часть долларовой выручки идет на формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Итак, значительная часть доходов бюджета (порядка 20%) изымается в эти фонды, чтобы избежать быстрого увеличения денежной массы и ускорения инфляции.
Одновременно российские компании и банки из-за отсутствия внутренних источников активно занимают средства у иностранных кредиторов. Уже более 500 млрд. долл. составляет этот долг.
Получается, что государство изымает часть доходов бюджета, не пускает их в бюджетные расходы, хотя бы компаниям с государственным участием. А последние плюс частные компании и банки вынуждены брать иностранные кредиты в долларах и евро, продавать их на валютном рынке за рубли и запускать эти рубли в российскую экономику, чтобы она как-то развивалась.
Вот такой бумеранговый механизм сконструировали. «Избыточные» бюджетные доходы перетекают в иностранные финансовые системы, поддерживая их путем покупки долговых обязательств правительства США и других надежных эмитентов. А «недостающие» денежные средства российские банки и компании вынуждены занимать у иностранных кредиторов, обеспечивая их прибыльную деятельность путем возврата долгов и уплаты процентов.
К любому кризису страна была бы более готовой, если бы укрепляли реальный сектор экономики, прежде всего, за счет обрабатывающих отраслей, которые сформировали более высокие доходы всей бюджетной системы.
Слабость экономической и, отсюда, бюджетной политики заключается также в том, что не создан эффективный механизм реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов с использованием государственных и частных ресурсов. Хронически не выполняются программы, а расходы на инвестиционные проекты оказываются в 1,5-2 раза выше первоначально предусмотренных.
Критиковать все горазды, но что нужно изменить в экономической политике, чтобы избежать или смягчить кризисы, связанные с нестабильностью мировой экономики?
Кризисы показывают, что формировать доходы бюджета надо за счет, прежде всего, развития собственного производства, а, не уповая на благосклонность конъюнктуры мирового рынка и расширение вывоза невозобновляемых природных ресурсов. Тогда и экономический рост пойдет, и доходы населения увеличатся.
Поэтому государство должно увеличивать свою долю в капитале и, соответственно, в управлении авиапромышленностью и авиаперевозками, нефтяной промышленностью, лесозаготовительной и перерабатывающей промышленностью, машиностроением, судостроением, портовым хозяйством. Надо покончить с рыночными иллюзиями. Последние двадцать лет показали, к чему это приводит – полной изношенности техники, авариям, спаду производства в высокотехнологичных отраслях, захвату российского рынка иностранными компаниями, вытеснению и искусственному банкротству нужных стране предприятий и целых отраслей. Высокая смертность – это не только здоровье, но и безработица, отсутствие стимулов к труду, невозможность вырваться из бедности.
В бюджете есть финансирование федеральных целевых программ. Это строительство и реконструкция дорог, предприятий, больниц и т.д. Много лет там нет порядка. Денег выделяется мало (меньше 10% расходов бюджета), к тому же они выделяются в течение года неравномерно. Заказчики этих программ – министерства, ведомства, администрации областей, городов неэффективно организуют работу по выполнению этих инвестиционных программ.
Пора сделать следующее:
Есть сейчас 4 национальных проекта и 50 федеральных целевых программ. Надо сделать 10 национальных проектов и уже внутри них федеральные целевые программы. Закрепление персонально министров как ответственных за 1-2 национальных проекта и соответственные программы, четкое финансирование и жесткая ответственность как административная, так и уголовная за срыв сроков и нецелевое использование бюджетных средств. Нет до сих пор строгой ответственности за расчеты и исполнение бюджета, государственных программ и проектов;
Минэкономразвития и Минфину надо резко повысить качество и точность расчетов бюджетных показателей. Плановые и фактические показатели существенно отличаются. Нет в стране до сих пор четкой, надежной системы прогнозирования макроэкономических показателей. Ее надо создавать на научной базе с участием Академии наук и ведущих вузов.
Существенно увеличить Инвестиционный фонд. Сформировать перечень инвестиционных проектов, способствующих развитию высокотехнологичных производств, повышению конкурентоспособности отечественной экономики. При этом необходимо четко определить характер участия государства в этих проектах и меры по стимулированию участия в них бизнеса. Не только венчурные фонды, но продвижение научных разработок в массовое производство;
Создать надежные механизмы заимствования у Центрального банка части его валютных резервов на социально-экономическое развитие страны. Например, через крупные и надежные российские банки направить до 100 млрд. долл. на финансирование строительства дорог. Это был бы экономический прорыв.
Создать механизм государственного мониторинга и контроля внешних заимствований наших фирм, которые стали серьезной угрозой финансовой стабильности в стране. Внешний долг наших фирм уже превысил валютные резервы страны.
Надо сделать упор на развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика этих регионов все больше отдаляется от Европейской части России, особенно, по кооперации и производству готовой продукции. И все теснее связывается со странами-соседями. Предложение заключается в том, чтобы в Сибирском, Дальневосточном округах для всех предприятий, расположенных и создаваемых на территории, ввести налог на добавленную стоимость на уровне 5%. Бизнес потянется в эти регионы, прекратится отъезд населения, начнут возникать свои конкурентоспособные производства.
Это позволит данным регионам снижать цены на продукцию, расширять масштабы ее выпуска и наполнять бюджеты и увеличивать занятость населения.
И для страны, и для регионов главным должны быть инвестиции именно в нефинансовые активы, т.е.:
— в основной капитал (новое строительство, модернизация, реконструкция предприятий, больниц, жилья, дорог);
— в нематериальные активы (патенты, авторские права, деловая репутация);
— затраты на научные, конструкторские и технологические работы.
Структура инвестиций у нас совершенно не соответствует росту конкурентоспособности и развитию бизнеса. Если взять за 100% все инвестиции (в нефинансовые активы — о них речь), то только 0,5 процента — это покупка патентов, лицензий, 0,4 процента — затраты на научные, конструкторские и технологические работы. Остальные инвестиции (99%) — в расширение и реконструкцию предприятий, организаций.
При таком малом финансировании науки, конструкторских работ, патентов — экономика и страны, и регионов не будет привлекательной. Это будет вечно отстающая и догоняющая экономика, т.к. не создаются в нужном масштабе новые отечественные самолёты, автомобили, трактора, медицинское оборудование, компьютеры и т.д.
Надо и в центре, и в регионах менять структуру инвестиций в пользу интеллекта, создания новых технологий, материалов — иначе полная технологическая зависимость от других стран. Это экономика динозавров — с большим туловищем и маленькой головой. Их судьба известна.
За счёт кредитов банков осуществляется только 10% инвестиций в основной капитал. Остальное — это собственные средства предприятий и организаций и бюджетные средства.
В мире — за счет кредитов банков осуществляется половина инвестиций.
Пора нам чётко уяснить — без снижения процентной ставки за кредит — не будет быстрого развития и страны, и регионов. Какую надо иметь рентабельность, чтобы вернуть кредит с 20% годовых.
Центробанку пора заняться экономическим развитием и страны и регионов. А именно — в 2014 году процент за кредит — 10, в 2015 году — 6. Иначе процентная удавка погубит и инвестиции, и развитие. Повторят сказку об инфляции, но она из-за высокого банковского процента. Он разгоняет инфляцию, не наоборот. Заёмные средства ложатся в цену продукции и услуг, они и растут как на дрожжах из-за высоких процентов за кредит.
Где в развитых странах привлекают деньги на депозиты под 7-10%, а кредитуют под 20%. Нет такой спекулятивной игры в пользу банков. Разница между процентом по депозитам и по кредитам должна быть 2-3%, но не 10%. Пока это не изменим, не будут созданы и в стране, и в регионах благоприятные условия для бизнеса.
Посмотрим на региональную структуру инвестиций. Опять принимаем все инвестиции за 100%. Из них — более 50% забирает Центральный федеральный округ. Москва и Московская область — это также более половины от всех инвестиций в Центральный федеральный округ. А вот Смоленская область — чуть более 2%, Костромская, Курская, Орловская — менее 2% от всех инвестиций в Центральный федеральный округ.
В Северо-Западном федеральном округе г. Петербург и Ленинградская область — это также половина всех инвестиций округа. А вот Псковская область — 2% от всех инвестиций Северо-Западного округа.
К чему эти цифры? К тому, что в стране преобладает стихия, а не государственная региональная политика, которая должна воплощаться в федерально-региональные программы по строительству жилья, дорог, предприятий с жесткой ответственностью всех, кто реализует такие программы. Сейчас — не выполнили программу, — ну и ладно. И так из года в год. Какие тут условия для привлекательности и развития бизнеса в регионах.
Что ещё надо сделать для повышения инвестиционной привлекательности регионов:
— увеличить доходную часть региональных бюджетов за счёт налогов на землю, недвижимость, транспорт, чтобы у регионов были деньги для инженерного обустройства строительных площадок (дороги, электричество, вода, канализация, газ);
— при формировании фонда ЖКХ надо снизить долю софинансирования субъектов РФ с 75% хотя бы до 50%. Они не справятся с планкой в 75%. Отсюда — невыполнение планов отселения из ветхого и аварийного жилья. Нет жилья — нет и бизнеса;
— надо и в федеральном бюджете, и в региональных бюджетах чётко выделять бюджет развития, т.е. инвестиционная часть всего бюджета, которая идёт на строительство, реконструкцию, дороги, жильё. И контролировать исполнение бюджета развития.