Туристы вне России

О туризме. Успешно развиваются те страны, которые в первую очередь рационально используют свои географические преимущества, природные особенности, исторические места. Развитие туризма — это не только серьёзные дополнительные доходы для бюджетов — федерального, региональных и местных — это гордость за свою страну. К нам едут отдыхать, любоваться красивой природой, историческими памятниками. Не мы уезжаем, а к нам едут — вот что значит привлекательная страна.

 

Но туризм — капиталоёмкая отрасль. Чтобы привлечь иностранных гостей, нужны хорошие дороги, гостиницы, чистая вода, экология, хорошая пища, приветливые люди. Мало иметь красивую природу, общемировые памятники архитектуры, истории, необходимо создать комфортные условия для туристов.

Как и в большинстве отраслей экономики, у нас сейчас упование на частный бизнес. Это ошибка. Частники не создадут капиталоёмкую инфраструктуру, необходимую для развития туризма. Нужны государственные инвестиции и развитие государственно-частного партнёрства для строительства дорог, гостиниц и т.д.

Не умеют у нас до сих пор считать окупаемость государственных инвестиций. Для Минфина — это всё дополнительные расходы, которые к тому же надо, по его мнению, сокращать. Да, туризм — капиталоёмкая отрасль, но не только с точки зрения вложений. Это отрасль приносящая постоянный доход и способствующая здоровью нации, привлечению в страну капиталов.

Почему на Западе обычно плохо пишут о России? Потому что немцы, французы, итальянцы и другие европейцы просто не знают нашу страну. А, посетив гостиницу в районном городе, поездив по разбитым дорогам, — и не захотят узнавать, и знакомым не посоветуют.

Так что туристическая индустрия — это визитная карточка страны.

 

Всё больше выезжают и меньше въезжают. Надо различать туризм внутренний, когда по стране путешествует своё же население, и туризм выездной, когда граждане России выезжают в другие страны, и иностранный туризм, когда к нам в приезжают иностранцы.

Привлекательность страны как раз и определяется увеличением числа своих граждан, которые предпочитают отдыхать и совершать туристические поездки в своей стране, и ростом числа иностранцев, приезжающих в Россию с целью туризма и отдыха.

Число российских граждан, выезжающих в туристические поездки за границу, в последние годы быстро растёт. Самыми привлекательными для них являются Турция, Китай и Египет.

Число же иностранцев, приезжающих в Россию для туризма, напротив, быстро снижается. Больше всего иностранцев приезжают из Германии, Польши и США.

И баланс и тенденции не в пользу России.

 

Считать надо не только расходы, но и доходы. В стоимостном отношении это выглядит таким образом.

Стоимость всех путёвок, по которым граждане нашей страны выезжают в другие страны в прошлом году составила 100 млрд руб., а стоимость турпутёвок, по которым они путешествуют и отдыхают внутри страны — менее 30 млрд руб.

Разница — 70 млрд руб. Значительная часть этих денег могла бы остаться в стране, если бы туристическая индустрия была лучше развита. Но Минфин такие расчёты не делает. Инвестиции, их окупаемость, целесообразность — это для частников, а для бюджета — главное сокращать расходы, чтобы не было инфляции. Такая «дальновидная политика».

В стране мало гостиниц. Их единовременная вместимость чуть более — 500 тысяч мест. То есть одновременно в гостиницах страны может разместиться менее полумиллиона человек.

 

Рекламируем чужое, не своё. Очень мало рекламы и пропаганды уникальных природных мест отдыха и туризма в России. Возьмите простой журнал «Туризм и отдых», который часто бесплатно лежит в крупных магазинах. Турция, Греция, Италия — красивые картинки, пейзажи, отели. И мелким шрифтом — отдых в России. Менять надо такую политику. Инновационную экономику можно создать только в привлекательной стране, куда приезжают и туристы, и ученые.

В бюджете на 2014–2016 годы надо предусмотреть значительно больше средств на развитие туризма (гостиницы, дороги, реклама и т.д.).