ЛДПР анализирует бюджет на 2014 -2016 гг. и предлагает
Сразу надо развеять мнение о том, что в 2014 году расходы бюджета уменьшаются. Кто-то сознательно или из-за непонимания создает путаницу. Расходы всего бюджета страны, как принято его называть – консолидированного бюджета (это федеральный бюджет плюс все региональные бюджеты и субъектов РФ, и муниципальных образований) – увеличиваются, а не уменьшаются.
Но 2014 г. оказывается сложнее, чем это предполагалось в 2012 г., когда принимали трехлетний бюджет на 2013-2015г.г. Относительно тех, прошлогодних планов на 2014, доходы и расходы бюджета немного меньше. Но это планы и прогнозы, которые жизнь всегда корректирует.
В реальности и доходы, и расходы бюджета страны (консолидированного бюджета) увеличиваются в 2014г. Доходы вырастут более, чем на 2 триллиона рублей (на 8%), и расходы тоже на 2 трлн.руб. увеличатся (также на 8%).
Аналогичный рост предполагается и в 2015г., и в 2016г.
Доходы и соответственно, расходы Федерального бюджета в 2014 г. по отношению к 2013г. увеличиваются на 5%. Повторяю, не уменьшаются, а увеличиваются.
Сумма доходов и расходов региональных бюджетов также возрастает.
Конечно, бюджет мал для нашей страны, для быстрого решения всех злободневных проблем. Почти в 2 раза наш бюджет меньше, чем в Германии.
Но – как управляем, как работаем – так и живем.
Ни по одной статье расходов бюджета страны нет сокращения Исключение только одно – меньше будет выделено средств на средства массовой информации. Увеличиваются расходы на социальную политику (пенсии, пособия), на образование и здравоохранение, на оборону, на транспорт, энергетику, на физическую культуру и спорт.
Более 55% всего бюджета страны (или как пишут финансисты – «суммарных расходов бюджетной системы РФ») идет на социальную защиту граждан, здравоохранение, образование, культуру, спорт. То есть на социальную политику в широком смысле этого понятия.
Второе место по расходам занимает раздел «Национальная экономика». Почти 4 триллиона рублей пойдут на развитие транспорта, энергетики, строительство дорог, портов, мостов, всего того, что принято называть инфраструктурой.
На третьем месте – расходы на образование – это более 3 трлн. руб. (школы, училища, вузы).
Далее идут расходы на здравоохранение – более 2,5 трлн. руб.
Увеличиваются расходы на оборону до 2,5 трлн. руб. в 2014г.
Так, что — это не «милитаристский» бюджет, а, скорее, социальный. А всем тем, кто желает уменьшения расходов на оборону можно предложить переехать в Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию. Пацифизм хорош, когда у вас сильная армия.
Предлагается сокращение дефицита консолидированного бюджета с 780 млрд. руб. в 2013 г. до 280 млрд. руб. в 2016 г. Дефициты и федерального, и региональных бюджетов сокращаются. Бюджетная система должна стать более сбалансированной по доходам и расходам. Сокращение дефицита будет способствовать замедлению роста государственного долга. Но расходы бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга уже в 2014 г. составят 540 млрд.руб., что выше расходов на физическую культуру и спорт более, чем в два раза.
Экономический рост заложен на уровень 3-4 %, цена на нефть – 100 долл/баррель, инфляция – 4-5%, курс доллара – 33-34 руб/долл.
Предполагается увеличение производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, а также рост доходов населения. Будет реализовываться 40 государственных программ.
На Дальнем Востоке все организации, которые будут реализовывать инвестиционные проекты (строить жилье, дороги, предприятия) не будут облагаться налогом на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет (2% из 20%, 18% — идут в региональные бюджеты). Власти регионов также получают право уменьшать налог на прибыль вплоть до нуля в течение 5 лет реализации инвестиционных проектов.
Проблемы бюджета
По проекту бюджета в ближайшие три года импорт увеличивается, а экспорт товаров остается практически неизменным (500 млрд. долл. в год), что делает экономику еще более зависимой от ввоза машин, лекарств, одежды, мебели и т.д.
Растут долги в регионах. В Мордовии долг бюджета почти в 2 раза больше доходов бюджета, Татария – долги – 70% доходов бюджета, Вологодская и Рязанская область — более 90%. Объединяем университеты, предприятия, а вот с экономическим объединением регионов запаздываем, побаиваемся. Речь не идет о «ликвидации» ряда субъектов РФ. Нужно также как были созданы 7 федеральных округов, создать 25-30 экономических районов, включающих 3-4 субъекта РФ, с общим бюджетом по каждому району. Упрощается управление и регионы из «слабых» превращается в жизнеспособные.
Плохо решается проблема моногородов. Их триста в стране и проживает там 16 млн. чел. Моногорода сидят на субсидиях. Как только ситуация улучшается бюджетные вливания отменяются. Поэтому и не создаются там новые рабочие места.
Нужны программы переселения из моногородов в Сибирь и на Дальний Восток с подъемными, жильем, строительством новых современных предприятий. Иначе Дальний Восток совсем захиреет.
Опять идем на поводу у монополистов. С 2014 г. предполагается ввести нормативное потребление электроэнергии на уровне 70-100 квт, а остальное по более высоким тарифам. Надо жестко установить предел роста и «свободных цен» в энергетике – не больше инфляции.
Бюджетные деньги идут в государственные банки, чтобы спасать алюминиевых, энергетических, газовых монополистов от банкротства. Так было в 2008-2009 г.г. Так возможно, будет в 2014-2015 г.г., так как цены на металл и газ идут вниз. Нельзя, чтобы бюджетные деньги шли на помощь плохим управленцам в частном секторе. До сих пор неизвестно вернули ли в бюджет те 3 триллиона рублей, которыми спасли предбанкротные частные компании в 2008-09г.г.?
Увеличиваются расходы на обслуживание государственного и муниципального долга с 500 млрд. руб. в текущем году до 660 млрд. руб. в 2016г. Это опасно для нашей «однобокой» экономики. До дефолта далеко, но долги нельзя наращивать. Это кончается кризисом, падением курса рубля и снижением доходов населения.
Нарастает монополизация всех значимых секторов экономики. Если 10 лет назад 80% российского валового продукта создавалось 1,2 тысячи крупнейших компаний, то сейчас – усилиями 500 компаний.
Монополизм и сговоры по ценам тормозят экономический рост и не дает быстро расти доходам бюджета. Эксперты известной компании «Мак-Кинзи» посчитали, что если создать нормальные конкурентные условия хотя бы в 10 самых перспективных отраслях, то экономика России развивалась бы с темпом 7-8% в год. Чиновникам не нужна конкуренция, т.к. на свободных рынках нет места для сбора взяток. Наиболее яркое проявление монополизма – строительство жилья (до 30% взяток), торговые сети, опутавшие страну и подавляющие свое производство за счет импорта, это рынок бензина, лекарств, одежды, конфет-шоколада, чая, оборудования. Цены выше, чем в США и Европе. Пока не разорвем связку узкого круга предпринимателей и чиновников (и на федеральном, и на региональном уровнях), для которых личная нажива заменила интересы развития страны, не будет ни экономического роста, ни полнокровного бюджета в стране.
Несколько рецептов увеличения доходов бюджета
Будущие доходы увеличиваются, если сегодня мы вкладываем деньги в эффективные проекты, в строительство новых предприятий, ферм. Сегодня у нас главное экономическое ведомство – Министерство финансов. Но оно не рассчитывает окупаемость инвестиций, его задача – экономить, экономить на всех расходах. Отсюда и слабый рост доходов. Министерство экономического развития должно быть главным экономическим ведомством. Минфин должен обслуживать государственные программы развития, а не утверждать постоянно, что денег нет. Министр экономического развития должен быть в ранге Первого заместителя Председателя Правительства.
Нужны стратегические планы развития легкой, пищевой, машиностроительной, химической промышленности. Это быстро окупаемые отрасли, дающие во всех странах более половины доходов бюджета. Поднять надо эти отрасли за счет государственно-частного партнерства, государственных гарантий по кредитам, снижения ставок по кредитам. Это главная задача экономической политики на ближайшие 5 лет, т.е. до 2018 года. Тогда и доходы бюджета резко вырастут. На нефти и газе мы идем в тупик – мировые цены снизятся, а затраты на добычу и транспортировку съедят прибыль, доходы бюджета при этом сократятся.
Еще один резерв. Лотереи должны быть федеральными и государственными. Сейчас Минфин зарегистрировал более 100 разных лотерей. Здесь и Международный союз пионерских организаций с лотереей «Пятачок», и благотворительный фонд «Депутатский» из Биробиджана, и прочая экзотика. «Гослото» приносит в бюджет только 2 млрд. рублей. Это с 60-тью тысячами пунктов по всей стране, а в Европе лотерея «Евромиллионы» принесла в бюджет более 100 млрд. евро. Италия и Франция за счет гослотерей пополняют бюджеты на 7-8 млрд. евро в год. Надо перейти от зоопарка лотерей к одной государственной лотерее с хорошими выигрышами для людей и со строгим контролем за доходами и расходами. Это будет вклад в доходы бюджета на уровне 200 и более млрд.рублей. Население ведь держит сейчас в банках на депозитах более 14 трлн. рублей.
Забыли о 20 слабо работающих особых экономических зонах. За последние 7 лет бюджет потратил на их развитие более 100 млрд. рублей. А налогов собрали за это время 6 млрд. рублей. Спрашивается, где новые материалы, технология, конкурентные товары? Нужны сильные компетентные управленцы такими зонами, тогда она дадут толчок развитию высокотехнологичных отраслей экономики и увеличению доходов бюджета.
Капитал бежит из России, это уменьшает доходы бюджета. Основная часть уходит для возврата кредитов. Но все большую силу набирает покупка активов за рубежом. Так, «ЛУКОЙЛ» купил итальянскую нефтеперерабатывающую компанию «ИСАБ», у французской «Тоталь» -нефтяной терминал и нефтеперерабатывающий завод в Нидерландах. Практически все наши крупные компании приобретают сейчас предприятия за рубежом: до 50 крупных зарубежных предприятий приобретаются ежегодно. Более 40 млрд. долларов российских денег идет ежегодно на покупку иностранных активов. А вот внутри страны строить нефтеперерабатывающие заводы, машиностроительные, химические предприятия российский бизнес не торопится. Единичные случаи. Поэтому и бюджет страны слабо наполняется. Нередко покупают низкорентабельные предприятия, чтобы прикрыть вывоз капитала.
Распространять свое экономическое влияние нужно. Но хороший хозяин всегда, прежде всего, заботится о своем доме, где живут он и его дети, а уже потом о других приобретениях. Капитал надо направить на обустройство России. За границей покупать лицензии, патенты, новые технологии, а строить у себя, иначе ни рабочих мест не создадим, ни доходы бюджета не повысим.
Как повысить эффективность бюджетных расходов
Эффективность любых расходов определяется управленцами, которые эти расходы делают и как они умеют получить завтра доходы от сегодняшних расходов. Эффективные управленцы-экономисты в регионах (субъектах РФ и муниципальных образованиях) определяют и эффективность (полезную отдачу) бюджетных расходов. Для этого необходимы профильное образование, опыт и аллергия к взяткам, коррупции.
Как отбираются руководители финансовых служб в регионах? Кумовство, келейность или четкие критерии профессиональной пригодности. Бюджет, финансы – это вторая армия в стране, но значение финансов еще выше – потери здесь могут уничтожить и армию, и страну.
Нужна реальная аттестация руководителей финансовых служб регионов. Возможно, и с использованием детектора лжи. Что, никто не знал, что бывший министр финансов Московской области Кузнецов воровал по-крупному?
При обсуждении экономических вопросов мы обычно тонем в цифрах, числах. Без них нельзя, но надо видеть за ними людей — специалистов. Иначе, приписки, обман, коррупция, непрофессиональные решения.
Почти 3 триллиона рублей — расходы бюджетов муниципальных образований в текущем году. Не так много, учитывая слабую обустроенность многих регионов, но, например, по отношению к расходам на оборону — более чем в 1,5 раза выше.
Число работников органов местного самоуправления – половина миллиона человек (500 тысяч). А муниципальных образований – 23 тысячи. Получается — в среднем на каждое муниципальное образование — 22 работника. А там масса проблем – земля, жилье, дороги, больницы, пособия, благоустройство территории и т.д. Необходим анализ кадров-специалистов в местных органах власти – профильное образование, опыт.
Необходимо создать полноценные финансовые службы в муниципальных образованиях. Сейчас там нередко два-три специалиста. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов. Квалифицированные управленцы определяют эффективность бюджетных расходов. Чем человек более образован, тем он менее склонен к воровству.
Система повышения квалификации должна здесь работать. Если спросить у губернаторов, как часто министры финансов областей, краев, республик проводят необходимые совещания с местными «бюджетниками», выезжают на места, налажен ли обмен хорошим опытом по эффективному использованию бюджетных расходов, то, вероятно, ответ не всегда будет простым.
У руководителей финансовых служб РФ должен быть график посещения местных руководителей, отвечающих за исполнение муниципальных бюджетов. До сих пор бытует практика «вызова на ковер». Обратите внимание на работу местных ревизионных комиссий, как проводятся проверки вышестоящими финансовыми контрольными органами? Или все друг друга знают в городе, районе и «рука руку моет?»
Требуется улучшение контроля за эффективностью бюджетных расходов. Нужны независимые от местной власти проверки. Надо в рамках субъектов РФ организовать перекрестные проверки — один город проверяет другой, один район — другой район, чтобы и опыт приобретался, и возникла деловая взыскательность, а не келейность при расходовании бюджетных средств. Наполеон говорил: «Полуответственность ведет к растратам и неисполнению законов».
Большие перекосы в численности муниципальных работников по областям, краям, республикам. Отсюда и недостаток или переизбыток финансистов-бюджетников по отдельным муниципальным образованиям.
Например, в Московской области 360 муниципальных образований, а число работников органов местного самоуправления – 23 тысячи человек. На одно муниципальное образование приходится 64 служащих. А в Смоленской области почти столько же – 350 муниципальных образований, а занято в них менее 6 тысяч служащих, т.е. на каждый муниципалитет – 17 работников и их зарплата там существенно ниже. Поэтому и специалистов-финансистов в небольших наших областях и в муниципальных образованиях недостаточно, чтобы эффективно вести бюджетные расходы.
А вот в Москве число работников органов местного самоуправления меньше, чем в любой (за исключением Костромской и Ивановской) области Центрального федерального округа. А сколько депутатов Московской городской думы занимаются столичным бюджетом и эффективностью его расходов? Несколько человек, возможно, и не специалистов в этой области.
Централизация важна, но без оппонентов и конструктивной критики она ведет к клановости, местничеству, сращиванию местных чиновников с избранными (своими) бизнесменами и не только к неэффективным расходам бюджета, но и к воровству бюджетных денег, который элегантно называется «нецелевым расходованием бюджетных средств», а руководители местных органов власти несут за это незначительные наказания.
Целесообразно устранить перекосы по областям, краям, республикам в численности работников органов местного самоуправления и, собственно, в укомплектованности финансовых служб квалифицированными кадрами, а также исключить «условное наказание» за нецелевое использование бюджетных средств, заменив его наказанием в виде лишения свободы на определенные сроки. Иначе, мы не справимся с «откатами».
Бюджеты всех муниципальных образований имеют дефицит. За исключением одного – это Чукотский автономный округ, здесь доходы выше расходов. Самый большой дефицит муниципальных бюджетов в Тюменской области, далее идут Свердловская область, Московская область, Краснодарский край. Богатые территории, а высок дефицит муниципальных бюджетов. Перекос в сторону региональных (областных и краевых) бюджетов. Районы и сельские поселения получают недостаточно средств. Старая история – крупные города пухнут, а территории вокруг в областях и краях развиваются слабо.
Необходимо предусматривать увеличение бюджетных инвестиций в муниципальные образования, чтобы там активно заработали малые и средние предприятия, особенно по переработке местного молока, мяса, овощей, фруктов, зерна, льна. Тогда и доходная база местных бюджетов увеличится и, соответственно, повысится эффективность расходов. Расходы идут сейчас на текущие нужды, но без капитальных затрат, без строительства прибыльных предприятий местные бюджеты не поднять.
Во многих регионах торговля сейчас занимает первое место по денежному обороту. Но значительные средства здесь не поступают в местные бюджеты. Далеко не все торговцы стоят на налоговом учете, процветают серые схемы, черный нал.
Нужна четкая регистрация всех занятых в торговле и постановка их на налоговый учет. Это может не меньше, чем на 20% повысить доходы местных бюджетов за счет подоходного налога, оплаты лицензий и патентов индивидуальных предпринимателей.
Региональные бюджеты несут большие расходы по ЖКХ. От централизованных котелен надо переходить к компактным, на несколько домов, тогда резко сокращаются расходы на отопление. Обогреваем дома, а не воздух и землю вокруг труб.
Без доходов нет расходов. Сейчас и в Госдуме, и в региональных парламентах не обсуждается ни структура, ни источники доходов, а только их общий объем. Это неправильно. Сегодняшние расходы – это завтрашние доходы. Поэтому на 20% федеральный бюджет обеспечивает доходы субъектов РФ. Региональные законодательные собрания должны держать под контролем не только расходы, но и доходы бюджета.
Более трети налоговых доходов региональных бюджетов – это подоходные налоги. Платятся по месту работы, а не по месту проживания работников. Поэтому — где густо, где пусто.
Половину подоходного налога надо взимать по месту жительства, тогда у регионов с большим числом жителей и слабой производственной базой появятся средства и на капитальное строительство, и на обустройство жизни людей.
Расходы на инвестиции в региональных бюджетах составляют только 15% от общих расходов, остальное – это зарплата и социальные нужды. Для того чтобы и доходы, и расходы в будущем увеличивались, надо на инвестиции тратить не менее 20%. Такова мировая практика.
Часть федерального Резервного фонда надо сделать региональным и направить эти средства на капитальные нужды регионов (строительство и модернизация предприятий, жилья, больниц и школ).
Сейчас и федеральное правительство, и региональные администрации могут без контроля со стороны депутатов перебрасывать деньги из одних расходных статей бюджета в другие. Кроме того, у финансовых ведомств есть право предоставлять бюджетные кредиты не только юридическим, но и физическим лицам. Одновременно есть право списания с государственного (включая региональный) долга тех долговых денег, которые не были погашены кредитором в течение периода исковой давности (обычно три года) Сами «попилили», сами и списали.
Перевод средств из одной расходной статьи в другую следует ограничить 5%. Бюджетные кредиты предоставлять только юридическим лицам, работающим на рынке не менее 5 лет, исключить предоставление бюджетных кредитов физическим лицам. Устраняется лазейка для коррупции, искусственного банкротства и вывода бюджетных средств за рубеж.
Есть идея по созданию 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест. На ее реализацию должны работать бюджеты всех уровней. Для этого обработка, переработка сельскохозяйственных продуктов, нефти, леса, золота, минералов, местных строительных материалов должны стать сердцевиной региональных программ развития. У нас треть мировых запасов золота. Добываем более 200 тонн в год, а перерабатываем менее четверти. Индия добывает 3 т., а перерабатывает 700 т. Без развития перерабатывающих, обрабатывающих производств не повысить доходы и расходы региональных бюджетов.
Во всех государственных и региональных программах надо предусмотреть средства на создание новых рабочих мест и развитие обрабатывающих производств. Только так можно повысить эффективность бюджетных расходов и увеличить их в будущем.
Из 100% доходов населения 85% идет на покупку товаров, оплату услуг и обязательные платежи. Остается 15%. Немного. Но в абсолютном выражении – это более 6 триллионов рублей – каждый год.
Несмотря на то, что большая часть населения – люди бедные, определенная часть накапливает деньги. На депозитах в банках население держит более 14 триллионов рублей (больше, чем все региональные бюджеты). Эти деньги не работают в экономике регионов.
Целесообразно организовать выпуск ценных бумаг (облигаций) непосредственно для населения с процентом не менее инфляции под гарантии региональных бюджетов для инвестиций в основной капитал регионов. Сократим бегство капиталов и дадим дополнительный источник для развития регионов и повышения эффективности бюджетных расходов. Повысим ответственность власти перед собственным населением в регионах!
Прогнозы развития мировой экономики носят малоутешительный характер. Слаборегулируемая рыночная модель развития экономики серьезно опорочена из-за роста неравенства, размывания среднего класса, стихийных финансовых кризисов, накапливания долгов и высокой безработицы. Неслучайны поиски мегарегуляторов, которые придали бы экономике более устойчивое развитие. Но эти поиски до сих пор наталкиваются на укоренившиеся мифы о государстве как «ночном стороже» и о частном бизнесе, который, устремляясь за прибылью, делает страну богатой. Хотя давно известно, что горизонт видения и цели частной компании узки и носят утилитарный характер. Государство заботится об общем, частное хозяйство – о своем.
Наши предложения исходят из того, что нельзя противопоставлять государственные и частные интересы, а нужно их объединить в созидательном для страны направлении. Речь не только о государственно-частном партнерстве как эффективном способе реализации крупных инвестиционных проектов, дело идет об улучшении управления российской экономикой, чтобы она не застряла в рядах «развивающихся», «переходных», а стала развитой и конкурентоспособной.
Для этого надо признать, что развитие и права человека реализуются только тогда, когда они подчинены интересам страны и мира. Эгоизм отдельных личностей разрушителен для страны и общества. Международный финансовый капитал и транснациональные компании противятся этому. Атомизация общества, разделение государств им экономически выгодны: легче провести «своих» людей к управлению, к тому же раскрываются новые рынки для кредитования и сбыта товаров и услуг, а «неконкурентоспособные» национальные предприятия банкротятся и уничтожаются.
Но государство может оставаться политически и экономически самостоятельным только тогда, когда имеет крепкую промышленно-производственную базу, развитое сельское хозяйство, современный научный потенциал, развитый военно-промышленный комплекс. Умозрительно – это понятные вещи, но от понятий до практики – дистанция, которую в краткие исторические сроки нужно пройти России.
Возможно ли это в условиях, когда и государство, и бизнес припали к такому источнику доходов, как экспорт природных ресурсов, а львиную долю этих доходов вывозят и складируют в малодоходных западных финансовых инструментах, заставляя затем и малый, и средний, и крупный бизнес в несырьевых секторах экономики занимать деньги под высокие проценты? Фактически это корабль с крупными дырами ниже ватерлинии.
Чтобы российский экономический корабль плыл устойчиво и уверенно, нужны новые принципиальные решения в управлении экономикой, нужны и новые управленческие кадры, поскольку многие из действующих не имеют серьезного опыта работы и идеологически зашорены под модели дерегулирования экономики, что развитые страны проходили сто лет назад. Везде сейчас крупные общенациональные программы, индикативные планы, бюджеты на 5-10 лет вперед.
Надо извлечь уроки из своего российского опыта.
Опыт этот, по большей части, военный. Из тысячелетней истории – более половины – это войны, в основном, оборонительные. Отсюда – менталитет, своеобразие правил поведения, привычек российского народа. Война – это единое управление, концентрация ресурсов, ясные цели и подчинение старшим по званию. Послевоенное восстановление экономики – это также четкое управление промышленностью, транспортом, строительством.
Более половины российской истории – это централизованное управление. Это в генах российских людей. Свободное предпринимательство и захваты других рынков – это психология англосаксов.
Поэтому нужен ясный, четкий маневр в сторону государственного управления экономикой – создание ассоциаций, холдингов с государственным участием по производству и продаже машин, оборудования, приборов, бытовой техники, мебели, одежды, обуви, тканей, строительной и сельскохозяйственной техники.
В сельском хозяйстве – развитие кооперативов – от «поля до прилавка». Торговые сети – для своих сельхозпроизводителей и под их управлением.
Расширение государственных заказов, стратегическое планирование и управление – иначе, задушат транснациональные компании.
Теперь о более конкретном. Разработаны (на бумаге) стратегии развития авиационной, автомобильной, электронной, фармацевтической промышленности, лесного комплекса, транспортного машиностроения на долгосрочную перспективу.
Но до сих пор неясно как идет управление этими стратегиями, как на практике выполняются намеченные показатели и кто несет ответственность за выполнение этих стратегий. Есть четкое правило – без персональной ответственности нет управления.
Уже на многие виды ввозимых машин, приборов, оборудования по инициативе Минэкономразвития и Минпромторга отменили ввозные пошлины по причине отсутствия отечественных аналогов. Список этих товаров постоянно расширяется.
Нужна другая политика. Надо покупать лицензии, вкладывать деньги в науку, опытно-экспериментальное производство и самим выпускать новые машины и оборудование. До сих пор у нас нет стратегии развития внешнеэкономических связей. Экономически развитые страны – под вывеской «мировой рынок» – делают структуру нашей экономики полезной для них. Шаг за шагом уничтожаются, банкротятся наши конкурентоспособные производства, особенно в машиностроении.
Надо привлекать ученых Академии наук и ведущих вузов страны к разработке стратегии, программ и долгосрочных планов развития экономики. Нужна серьезная экспертиза со стороны ведущих вузов всех стратегий, долгосрочных программ развития отраслей и регионов, федеральных целевых программ.
Хроническое невыполнение таких программ – это не только слабые, малокомпетентные управленцы, но и явно недостаточная научная, экспертная проработка этих программ. Сейчас преобладает монополизм во взглядах на управление стратегиями и программами.
Для тесной связи образования и хозяйственной практики надо сделать при всех департаментах министерств экспертные советы из числа лучших профессоров вузов. Эти советы должны давать заключения на предлагаемые законы, поправки к ним, проекты долгосрочных и среднесрочных программ. Заключения обсуждаются на коллегиях министерств. Надо вдохнуть жизнь в подготовку экономических программ развития. Сейчас – это монополия «рыночников» образца девятнадцатого века.
А департаменты министерств «обросли» своими научными фирмочками, с которыми полюбовно делят бюджетные деньги на научные исследования. В конкурсах и тендерах победитель уже заранее известен чиновникам, распределяющим бюджетные деньги. Экспертные советы при департаментах позволят ликвидировать эту семейственность и сделать полезными для практики программы развития секторов, отраслей экономики страны и регионов.
В частных западных компаниях есть правило – приглашать в советы директоров и в наблюдательные советы профессоров ведущих вузов. Это и престиж компании и ее более эффективное развитие, а также и открытость методов ее управления. Нашим компаниям следует применять эту практику, иначе они долго будут отставать и в производительности труда, и в конкурентоспособности. Их «заоффшоренность» будет только усиливаться.
Простые рецепты, но почему их не выполняют? Или есть чьи-то желания перевести болезнь российской экономики в хроническую форму?
Неразвитый финансовый рынок и налоговое законодательство не дают стимулов для развития и к судебной системе у предпринимателей много вопросов. Именно в этом причина оффшоризации российской экономики и бегства капитала за границу в другую, не российскую юрисдикцию.
Кроме банковских, в России существует большое число других финансовых институтов: пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды и др. Однако российское законодательство сейчас регулирует банковскую деятельность. Необходимо законодательно оформить единый национальный мегарегулятор на базе Банка России. Без этого немыслима стабильная финансовая политика, ибо «безнадзорные» участники финансовой системы увеличивают риски и без того сильно волатильных рынков. Важным шагом на пути развития финансовой инфраструктуры было бы наделение Банка России правом законодательной инициативы.
Необходимо обязать ЦБ РФ расширять инструментарий рефинансирования кредитных организаций, т.к. это прямо будет влиять на экономический рост и на ставки по кредитам, которые предлагают банки реальному сектору экономики. Сегодня доступ к рефинансированию Центрального Банка РФ имеют только государственные банки и два частных банка – «Альфа-Банк» и «Юникредитбанк», который фактически является иностранным банком. Остальные банки имеют ограниченный доступ к рефинансированию. Это означает, что в России ограничена конкуренция на финансовом рынке. Когда же нет справедливой конкуренции, то соответственно и ставки по кредитам для реальных заёмщиков становятся слишком высокими. Необходимо законодательно обеспечить доступ к рефинансированию всех банков, а не только крупных. Кстати, крупный банк – не обязательно устойчивый банк. Многие средние и малые банки являются более устойчивыми, чем крупные. Достаточно вспомнить «Банк Москвы», «Межпромбанк» и другие, которые исчезли с финансового рынка.
В Государственной Думе лежит без движения законопроект о предоставлении ЦБ РФ права давать «более длинные» кредиты банкам и кредитным организациям. Почему такие права имеют и пользуются ими Европейский ЦБ и Федеральная резервная система США, а ЦБ РФ не имеет?
На наш взгляд, уже более 20 лет идёт систематическая недооценка российской валюты. В отличие от доллара, евро и других валют рубль является самой обеспеченной валютой, т.к. в основе его обеспечения лежит реальное национальное богатство России, а не бумажные деривативы США и Европы, обеспечивающие доллар и евро. В этом плане было бы целесообразно вернуться к выпуску золотого рубля, что обеспечило бы его реальное золотое содержание. В этом случае все экспортно-импортные операции российских коммерческих организаций проводились бы только в рублях. От этого Россия получала бы ежегодно многие миллиарды долларов дополнительной прибыли за счёт курсовой разницы валют. А предлагаемое ЦБ РФ так называемое гибкое курсообразование является продолжением всё той же неэффективной кредитно-денежной политики. Нужда в валютных интервенциях для сглаживания краткосрочных колебаний отпадёт при переходе на золотой рубль.
В настоящее время около 50% валютных резервов ЦБ РФ хранит в государственных облигациях США, хотя долг этой страны превышает 100% ВВП, а дефицит бюджета больше, чем в странах ЕС. Встаёт вопрос о безопасности таких вложений. Если США для погашения долга запустят печатный станок, то американский доллар и привязанные к нему ценные бумаги резко обесценятся. Поэтому надо перевести валютные резервы России из гособлигаций США в рефинансирование через Внешэкономбанк внешнего долга государственных банков и компаний.
Основа развития экономики – это дешевые кредиты, а в России из-за политики ЦБ РФ кредит на порядок дороже, чем в США, Европе. Сейчас цена кредита, который получают предприятия от коммерческих банков, выше, чем доходность по большинству проектов, которые эти предприятия осуществляют. Поэтому необходимо решить проблему доступности кредитов не только для большого, но и для малого и среднего бизнеса. Можно установить ставки по кредитам: 2014 г. – 12%, 2015 г. – 10%, 2016 г. – 7-8%. Центробанк должен создать условия для экономического роста и, прежде всего, для развития обрабатывающих отраслей промышленности, где рентабельность, как показывает мировая практика, составляет 10-15%, в то время как кредиты в России сейчас стоят дороже. Надо строго регулировать и ставку рефинансирования и проценты по кредитам, иначе деньги, финансовый сектор потеряют свою основу в виде развитой промышленности и других секторов экономики.