Как предотвратить экономический кризис

Почему в стране замедляется экономический рост, то есть производство товаров и услуг? Прогнозировали около 4% прирост валового внутреннего продукта в 2013 году, а по факту получается менее 2%. Используется очень хорошая отговорка — мировая экономика замедляется и мы вместе с нею. Эта отговорка, может быть хороша для развитых стран, где зарплата и производительность труда в 3–4 раза выше, чем у нас.

 

Приходится признать слабость экономической политики, неумение хорошо управлять экономическим ростом и выстраивать государственное и частное партнерство. Из-за того, что производство товаров и услуг в стране растет слабо (и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в строительстве) федеральный бюджет получает меньше доходов, что вынуждает сокращать расходы. Сегодня предполагается на 5%, а завтра?

Что это означает в числах. Один процент валового внутреннего продукта — это сейчас более 600 млрд руб. Доходы федерального бюджета от ВВП — это 20%, то есть 120 млрд руб. При двухпроцентном снижении ВВП от запланированного потери доходов — это 240 млрд руб. для федерального бюджета. И почти столько же для региональных бюджетов. Такова цена уменьшения экономического роста для доходов бюджетов, отсюда и уменьшение расходов на образование, здравоохранение, оборону, государственные инвестиции в отличие от того, что было запланировано в бюджете на 2013–2015 годы.

Что делать? Известно давно. Создавать конкурентоспособные предприятия в легкой, пищевой промышленности, машиностроении, химической промышленности, в агропромышленном комплексе и строительстве на основе широкомасштабного применения государственно-частного партнерства, включая минэкономразвития, отсюда уже полная импортная зависимость и по технологиям и по товарам. А это кончится бедой для страны, не кризисом, а бедой, когда резко уменьшится приток нефтедолларов в страну, на что покупать будем лекарства, станки, оборудование, машины, приборы, продовольствие?

Есть такие сценарии у Минэкономразвития к 2020 году? Или по-прежнему, гладкие тексты «Концепции 2020», сочинители которой в 2008 году хотели к ее завершению увеличить производительность труда в 3,5–4 раза, а переписав эту концепцию после кризиса, уменьшили рост производительности труда вдвое.

Мечтать не вредно, но любая концепция, стратегия опирается на планы, программы и на средства их реализации. В этом основная слабость работы Минэкономразвития и других министерств. Все байки о создании благоприятного инвестиционного климата и привлечении иностранных инвестиций. Бегут инвестиции отсюда и иностранные, и свои доморощенные. Нет доверия к проводимой экономической политике, когда российские банки и компании занимают деньги за рубежом (почти уже 600 млрд долларов), а здесь накачиваются резервные фонды, чтобы при очередном витке кризиса залить деньгами банки и компании. В 2009–2010 годах из резервных фондов ушли 3 трлн рублей. Они вернулись от компаний и банков, которым раздали деньги?

Надо быстрее осуществлять то, о чем договорились на недавно завершенной встрече (сплошь и рядом — «саммит», «саммит» — ну, чистые обезьяны, не уважающие свой русский язык) «Большой двадцатки»:

– закончить уводить прибыль из страны в оффшоры, соответственно сокращать доходы бюджета, инвестиции в свою экономику и медленно решать проблемы бедности в стране. Давно предлагали перерегистрировать все российские и совместные компании в российских банках.

США, например, заставляют все страны, где проживают и работают их граждане, сообщать в режиме онлайн обо всех их финансовых операциях;

– налог на прибыль должен уплачиваться там, где производится товар, а не там, где юридический адрес компании.

Пора, наконец, окончательно принять закон о стратегическом планировании и наладить эту работу в федеральных и региональных министерствах. Недостаточно каждый год поправлять бюджетные показатели, исходя из мировых цен на нефть и газ. Самим надо управлять экономикой, ее развитием.